Детские книги в России

Август 2016 г.: что нового?
Новые книги современных российских авторов
Художественная литература
В этом месяце читателям совершенно любого возраста есть, что почитать. Например, для самых маленьких - читателей дошкольного возраста - издательство "BHV" (Санкт-Петербург) выпустило сразу несколько новых книжек с прозой и стихами. Сказка Павла Калмыкова "Камчатка", написанная ещё в 1984 г., вышла отдельным изданием и формате книжки-картинки. Картинки кстати получились хорошие, их нарисовал молодой художник Олег Гончаров, о котором мы ещё обязательно скажем ниже.
В том же самом издательстве появились два сборника стихотворений для условных детсадовцев, оба - небольшие, по 24 и 32 страницы, и оба от малоизвестных авторов. Сборник Надежды Радченко "Ходит солнышко по кругу" предлагает подборку стихотворений на неувядающую тему "Времена года", его проиллюстрировала Ольга Муратова, а вторая книжка называется "Созвездие большой капусты", вполне соответствующие заголовку стихотворения сочинила Наталья Иванова, а картинки рисовала Анастасия Бахчина.
Я же, как и многие другие читатели, жду книгу Юлии Симбирской "Мольер, Моцарт и Пикассо из лисьей норы" с картинками Ольги Гребенник, обещанную тем же самым издательством этой осенью.
В "АСТ" вышла новая сказка Ирины Токмаковой "Людмилка и Тим в сказочном саду". Начинается всё с того, что брат и сестра отправляются на каникулы к бабушке, а та живёт в деревне (или на даче), в общем, на собственном небольшом приусадебном участке, где зелень, тишина и деревенская жизнь, не то что эта ваша городская. Там у неё собака и кошка, сад и лес, и вот теперь ещё двое внуков, девочка с "задорным именем" и, соответственно, мальчик.
В общем-то не в моих правилах думать плохо о книге ещё до того, как я её прочитала, но всё же отмечу, что более банальную и стереотипную завязку трудно было придумать. Кажется, едва ли не половина прочитанных мной этим летом рукописей (а их прочитано много десятков, как в рамках "Книгуру", так и просто так) начиналась именно так: девочка (мальчик или оба вместе) отправляются на дачу к бабушке. Чаще всего эти самые дети совершенно не рвутся в дикие места, где нет Интернета и города, а есть не слишком им хорошо знакомая бабушка (это кстати ещё один общий момент - автор подчёркивает, что летний отдых у бабушки не является ежегодной практикой, он случился когда-то, в раннем детстве, и вот теперь как неожиданный и не очень приятный сюрприз), зато потом всё получается просто отлично: они или попадают в сказку и у них приключения в волшебной стране, или находят себе друзей среди местных ребят (да и бабушка оказывается вполне годной старушкой).
Может именно эта сказка окажется сильно лучше всех остальных, всё-таки Ирина Токмакова - это же та, которая сочинила произведения "Ростик и Кеша", "Маруся ещё вернётся" и очень любимый мною текст "Сосны шумят", но , судя по выложенному издательством ознакомительному фрагменту, особенно рассчитывать на это не стоит.
~
Кстати, раз уж речь зашла об издаваемых авторах, которым доверяют читатели, нельзя не упомянуть Дарью Донцову, которая сочинила детскую книжку (удивительно, что только сейчас, а не давным-давно). Именно в таких случаях вся правда о таланте и прочей одарённости выясняется - детская книга как лакмусовая бумажка проявляет способность автора быть интересным, оригинальным и честным или же умение смастерить банальный сюжет про то, как добрые и злые получат по заслугам. Как вы думаете, что проявится в книжке с розовыми буквами и щенками на обложке? Сказка самой издаваемой писательницы России называется "Амулет добра", и мне совершенно не хочется её читать. Но придётся.

Дарья Донцова. Амулет добра
Тенденция
Кажется, едва ли не половина прочитанных мной этим летом рукописей (а их прочитано много десятков, как в рамках "Книгуру", так и просто так) начиналась именно так: девочка (мальчик или оба вместе) отправляются на дачу или в деревню к бабушке. Чаще всего эти самые дети совершенно не рвутся в дикие места, где нет Интернета и города, а есть не слишком им хорошо знакомая бабушка, зато потом всё оказывается просто отлично...
А вот новую книжку для младших школьников от издательства "Самокат" наоборот хочется посоветовать - это сборник абсурдных сказок с правильным посылом от Натальи Евдокимовой "Кимка и компания". По мере чтения неизбежно будут вспоминаться "Сказки про мальчика Лёшу" Сергея Седова, "Сказки про космонавтов" Валерия Роньшина и даже "Вирус ворчания" Сергея Махотина, и, пожалуй, у нас будет повод назвать текст "вторичным", но вряд ли найдутся причины, чтобы посчитать его плохим. Он интересный, хорош стилистически, трогательный и смешной. Его к тому же очень хорошо издали: с кучей чёрно-белых картинок Влады Мяконькиной, которые читателю предлагается раскрасить (уточню, что читателю этой книги примерно 8-11 лет). Надо сказать, что книга была задумана автором ещё восемь лет назад, тогда стали появляться фрагменты в ЖЖ Н. Евдокимовой. Ознакомительный фрагмент выложен издательством там же, где и обычно.
Читающие подростки 12-16 лет могут порадовать себя новой повестью Юлии Кузнецовой "Первая работа" (издательство "КомпасГид"): книгу уже можно заказать в интернет-магазине. Это реалистичная повесть без всяких волшебных вещей и фантастических допущений, героиней которой является современная девушка. Маше 15 лет, она из небогатой семьи, а поехать на стажировку в Барселону ужасно хочется! Чтобы исполнить мечту и добыть денег на поездку, она находит работу: становится репетитором 6-летней девочки, преподаёт ей испанский язык. Очень правильная получилась книжка у Юлии Кузнецовой: о первом опыте оплачиваемой работы, об ответственности за результаты своего труда, о социальных границах и тех вещах, которые помогают нам их преодолевать. У издания есть подзаголовок "Книга 1", видимо, продолжение следует. Проиллюстрировала книгу Евгения Двоскина.

А в "Детгизе" появилась не просто книга, а книга "Книгуру", повесть из короткого списка конкурса прошлого сезона - "Подросток Ашим" Евгении Басовой. Актуальная в последние дни тема "мажорных школ" раскрыта, впрочем, я не буду пересказывать сюжет повести (тем более, что её по-прежнему можно читать на сайте конкурса), а напомню только, что перед нами может один из лучших современных прозаиков, пишущих для подростков (и это не просто так слова, я читаю книги и рукописи этого автора год за годом, и каждый раз они всё лучше). В книге есть чёрно-белые иллюстрации Кати Толстой, и это тоже хорошая рекомендация.

Заодно добавлю, что А. Жвалевский и Е. Пастернак написали свою очередную книгу и теперь предлагают её тест-читателям ещё до того, как отправят в издательство. Темой книги стали подростковые самоубийства (в том числе те самые интернет-сообщества о китах и селхарме, о которых так много говорилось этой весной), а это значит, что в России она выйдет со значком "18+" и не будет предназначена для чтения подросткам в соответствии с законом о защите детей от информации.

Художественная литература
Новые книги зарубежных авторов
Для самых маленьких читателей, как обычно, издательство "Поляндрия" выпустило несколько книжек-картинок зарубежных авторов. Интересно, что три из четырех новинок месяца - от авторов-австралийцев и одна из четырёх - о взаимоотношениях брата и сестры. Если вы так же внимательно, как и я, наблюдаете за работой этого издательства, то уже, наверное, тоже обратили внимание, что питерская "Поляндрия" с завидной регулярностью выпускает не просто красивые книжки-картинки, а книги именно австралийских иллюстраторов, ещё они выпустили уже несколько книжек о сиблингах и их проблемах. Это лишний раз подтверждает: главное - не количество премий и объём признания какого-либо автора, личный вкус издателя и его интересы и чаяния куда важнее при наполнении издательского портфеля.
В августе появилась книжка "Джен Ормерод Обмен", в которой старшая сестра пытается куда-нибудь пристроить своего бесполезного младшего брата, в июне - юмористическая история Джилл Мерфи "Пять минут покоя" о том, как трое разновозрастных детей делят мамино внимание, в мае - нежная и трогательная книжка-картинка Катрин Леблан "У меня теперь есть сестрёнка" и второй сборник рассказов Дороти Эдвардс про озорную сестрёнку, месяцем ранее - книжка-картинка Глисон Либби "Пора спать, Джесси!", где две сестры, старшая и младшая, делят одну комнату на двоих. Что до австралийских иллюстраторов, то неплохой обзор их творчества есть в статье "Любовь к месту".
тенденция
"Поляндрия" с завидной регулярностью выпускает не просто красивые книжки-картинки, а книги именно австралийских иллюстраторов, ещё они выпустили уже несколько книжек о сиблингах и их проблемах
Ещё одно питерское издательство, которое в последнее время регулярно радует читателей переводными книжками-картинками, пусть даже и не такого превосходного полиграфического (а зачастую и литературно-художественного) качества, как у "Поляндрии" - это "Вектор-Детство" (оно же - "Качели"). В августе читателям представили книжку-картинку лауреата медали Кейт Гринуэй, британского иллюстратора Кэтрин Райнер "Как тигр Август потерял улыбку", а также новые книжки уже знакомых авторов: "Штуковина" корейца Иль Сунг На, "Я люблю зверей" американского классика и 100-летней женщины Ипкар Далов, "Праздник в джунглях" многоцветного и полупрозрачного Брайана Уайлдсмита.
Читателям младшего школьного возраста адресована очередная книга Кристине Нёстлингер про Франца - "Рассказы про Франца и футбол". Мальчику Францу, чувствительному, обидчивому и склонному к расстройствам, вот-вот исполнится девять лет, и он по-прежнему пытается приспособиться в мире, созданном для активных экстравертных альфа-самцов. Хорошо, что у него есть лучшая подруга, Нёстлингер понимает, что без друга такому ребёнку совсем уж тяжело, пусть он даже из самой любящей и благополучной семьи. Кстати, предисловие к "Рассказам про Франца" писала я.

Больше читателям-младшешкольникам радоваться особенно нечему, разве что продолжениям серий, для кого-то, наверное, любимых, а по сути рассчитанных на "маленького массового читателя". Серии эти чаще всего умело проработаны маркетологами и очень чётко ориентированы на определенный пол и возраст. Например, вышла ещё одна книга про Марусю (ту самую знаменитую Мартину, про которую есть миллион книжек на французском языке) или очередной многосерийный дневник современной школьницы про типичные школьные проблемы: одноклассницы засмеяли из-за резиночек не того цвета или там падения во время физкультуры, мама помогла поверить в себя, настоящие подруги versus самые модные девочки класса, хочу себе маленького щенка и вот это всё, размазанное на 125 книжек. Оформление у серии "Элла. Мои самые большие секреты" довольно симпатичное, хотя и очень уж девичье-сиропное.
тенденция
"Элла. Мои самые большие секреты" Мередит Костейн - очередной переводной многосерийный дневник современной школьницы про типичные школьные проблемы. Парой месяцев назад начала выходить аналогичная серия про Никки, а мальчиков вскоре порадуют продолжением "Дневника слабака" и новыми книгами - "Дневник нерда".
Младшим подросткам категорически советую обратить внимание на новую книгу Кеннета Оппеля "Локомотив Бесконечный". Это фантастический детектив, выдержанный в стилистике стимпанка, и он очень даже хорош! (Те, кто читал Оппеля раньше, понимают, что он вообще хорош в любых разновидностях приключенческого жанра. Напомню, что его книги в своё время издавали в "Азбуке"). Главный герой весьма типичен, как, впрочем, и остальные, но сюжет интересный, действие напряжённое, всё происходит вовремя.
Также примерно с младшего подросткового возраста (и вплоть до позднего пенсионного, зависит от характера) можно смело читать книги Руне Белсвика про Простодурсена, его друзей и их Приречную страну, тем более, что есть хороший повод: в "Самокате" вышла вторая книга серии, которая называется "Простодурсен. Лето и кое-что ещё". Это такой как бы маленький и меланхоличный Муми-дол, в котором все маниакально выковыривают смысл и подлинность из самых обычных вещей и могут пять страниц подряд любоваться на речку или там ворчать. Читаешь и радуешься, хотя порой, несколько страниц подряд кажется, что автор описывает это внимание к повседневности как-то слишком нарочито, и персонажи выглядят актёрами, которые слегка переигрывают, но потом это проходит, и от книжки получаешь удовольствие. Ещё там прекрасные рисунки!

"Эксмо", пафосно заявив об открытии уже, видимо, десятого "первого в России" издательства young-adult литературы, выпустило первые две из шести обещанных книжек: "За радугой" С. де Винтер (немного напоминает фильм "Белый олеандр") и "Я была здесь" Г. Форман (тоже напоминает какой-то очень известный фильм, не могу вспомнить).
Художественная литература
Поговорим о переизданиях
Что нам делать с Самуилом Маршаком?
Издательство "ТриМаг" объявило о продолжении проекта "Мурзилка" и о начале работы над альманахами ещё одного любимого журнала - "Весёлыми картинками". Читатели сначала обрадовались, а потом начали спрашивать: а что, в "Картинках" тоже произведений Самуила Маршака не будет? На это представители издательства ответили следующим образом:

"Исключительным правом на все произведения С.Я. Маршака владеет одно издательство. Мы много раз обращались в это издательство (по телефону, электронной почте, заказными письмами с уведомлением, и пр.) с просьбой разрешить восроизвести нам несколько произведений Самуила Яковлевича. Что касается писем, то мы ни разу не получили на них ответа (всё законно, они не обязаны отвечать). Что касается редких телефонных разговоров, из них мы поняли (именно поняли, т.к. прямого ответа мы так и не дождались), что наши проекты их не интересуют. Общение наше никогда не доходило до обсуждения конкретных условий, просто это не интересно в принципе и всё".

Впрочем, мы не так уж много теряем, ведь "за первые четыре года (1956-1959) существования журнала «Весёлые картинки» было выпущено 40 номеров. Это 640 страниц. Из них произведения С.Я. Маршака занимают всего 13 страниц вместе с рисунками". Кстати, та же история происходит с В. Сутеевым.

Думаю, что всем понятно, о каком издательстве идёт речь: права на издание Маршака и Сутеева у "АСТ". Это издательство даже реализовало в августе эти свои права, выпустив довольно хорошее издание пьесы "Двенадцать месяцев" с новыми иллюстрациями Ирины Петелиной. В то же время не может не удивлять вот какое обстоятельство: именно в августе, когда появилось это объяснение о невозможности договориться, книги С. Маршака появились в двух других издательствах. Сначала совершенно замечательное издание стихотворения С. Маршака "Цирк" вышло в издательстве "Лабиринт" (они и раньше выпускали Маршака), а чуть позже - переиздание "Рассказа о неизвестном герое" с иллюстрациями А. Пахомова представило читателям издательство "Мелик-Пашаев" (и у них тоже выходили книги Маршака). Кстати, в сентябре в издательстве "Лабиринт" опять выйдет книга С. Маршака, и это будет упомянутая выше пьеса "Двенадцать месяцев", там тоже будут новые иллюстрации - картинки Максима Митрофанова. Они же как-то договорились с единственным правообладателем? А вот у "ТриМага" почему-то не выходит.

Конечно, в августе было ещё несколько десятков примечательных и не очень переизданий, но сегодня уже кажется преступной тратой времени останавливаться на каждой очередной "книжке советского детства". Отмечу, пожалуй, шесть книг, которым сильно обрадовалась именно я, не все они из советского детства, более того - все переводные:
  • Ян Бжехва "Академия пана Кляксы" (издательство "Лабиринт"). Давнюю (40-е гг. прошлого века) историю про волшебную школу переиздали в том же переводе и с новыми картинками О. Попугаевой и Д. Непомнящего.
  • Свен Нурдквист "Где моя сестра?" (издательство "Albus Corvus"). Это, по-моему, самая невероятная книга Нурдквиста!
  • Луис Сепульведа "Мама-кот" (издательство "Азбука"). Сказка с экологической тематики от знаменитого мастера магического реализма с новыми хорошими (а не как в прошлый раз) иллюстрациями Лины Дудайде.
  • Роальд Даль "Мальчик. Рассказы о детстве" и "Полёты в одиночку" (издательство "Самокат"). Этими двумя книгами завершается серия "Роальд Даль. Фабрика сказок". Кстати, именно в августе в журнале "Переплёт" началась акция "Все любят Роальда Даля", когда самые разные люди попытались ответить, как они любят английского сказочника и за что.
  • Мария Грипе "Сесилия Агнес - странная история" (издательство "Albus Corvus"). Готичный и таинственный неторопливый детектив, размышление о жизни и её совпадениях, очень глубокая и полифоничная книга!
Российские и зарубежные авторы
Новогодние книжки
Вы ведь заметили, что ещё только август, а издатели уже анонсируют и выпускают книги к Новому году?
Интересно, что подготовка к Новому году каждый год начинается всё раньше. В этом году предзаказ на первую новую новогоднюю книжку начался ещё в июле, а в августе она появилась в продаже - это небольшая сказка Ирины Зартайской "Подарок для мышки", которая вышла в издательстве "Нигма" с очень красивыми иллюстрациями. В том же самом издательстве вот-вот выйдет целая серия переводных книжек-картинок про Лисёнка, и там тоже не обошлось без новогодней книжки - "Как Лисёнок встречал Новый год" автора Ульрике Мотшиуниг. И, наконец, в "Нигме" появилась новогодняя сказка Анны Никольской "Человек-мандарин", которую проиллюстрировала Мария Михальская, а это что-то да значит!

Не стали откладывать дело в долгий ящик и другие издательства. У "Речи" вышло два продолжения сказки про Ольги Фадеевой про КотоФеев: "КотоФеи и лесная сказка" и "КотоФеи и новогоднее чудо", и сборник с иллюстрациями Н. Устинова, который очень напоминает "Новогоднюю сокровищницу": "Новогодняя ёлка".
А в издательстве "Настя и Никита" появился настоящий виммельбух Ольги Дворняковой "Один день из жизни Деда Мороза", картонный и крупноформатный, нарисованный любимой многими читателями за хороший юмор и нелюбимой за выпученные глаза и общий не слишком умный вид персонажей Ольгой Громовой. Именно к последней книге возникает больше всего вопросов, потому что перед нами открывается яркий и праздничный, но не очень понятный культурный винегрет, в котором в едином восторженном экстазе слились дедморозные и сантаклаусные атрибуты.

Самой же хорошей новостью в этой предновогодней истории мне кажется публикация нового сборника стихотворений Анастасии Орловой "Как приходит Новый год" (издательство "Росмэн", иллюстрации Дианы Лапшиной").

И это только начало! За первую неделю сентября на полках книжных магазинов появился ещё добрый десяток празднично-новогодних книг самого разного содержания. Даже Максим Кронгауз сочинил новогоднюю сказку, но об этом мы поговорим уже в конце сентября.
нон-фикшн отечественный и зарубежный
Познавательная литература
Повседневная история и кое-что ещё
Одна из тенденций последнего времени - это книги о повседневной истории, адресованные детям и "для семейного чтения". Не великие полководцы и дипломатические тонкости, а на каких креслах сидели наши бабушки или что за штука такая - "примус"? Мир вещей и обыденная жизнь людей какого-то времени становится интересной обычному массовому читателю, и сосредотачивается он, конечно, на СССР, ведь именно советский период сегодня чаще всего воспринимают с доброй ностальгией, как некие ушедшие в прошлое хорошие времена. Тираж книги Е. Мурашовой "Когда бабушка и дедушка были маленькими...", выпущенной весной этого года, уже раскупили. Хорошим дополнением к ней станет новая книга серии "Речь о России" (надо сказать, практически безупречной серии), которая называется понятно и просто: "Вещи ХХ века в рисунках и фотографиях". Там автор Леонид Беловинский объясняет про пресловутый примус и другие ушедшие в прошлое предметы.
Другое питерское издательство, уже упомянутое сегодня "Вектор" - "Качели", предлагает на книгу другого доктора исторических наук, Маргариты Альбедиль, "Русские ремёсла".
Ещё одно издание, которое кажется чуть ли не событием месяца, это какой-то невероятный то ли познавательный комикс, то ли просто "нон-фикшн нетривиального формата" - это книга Е. Сусловой и Е. Степаненко "Не хочу учиться! История школ в России".
тенденция
Одна из тенденций последнего времени - это книги о повседневной истории, адресованные детям и "для семейного чтения". Не великие полководцы и дипломатические тонкости, а на каких креслах сидели наши бабушки или что за штука такая - "примус"?
Другое, ещё более популярное направления детского нон-фикшн, - это разного рода путеводители самых разных форматов - от креативных блокнотов и раскрасок до имитаций городских квестов и живописных карт. Первым и до сих пор одним из лучших в этом направлении остаётся издательство "Фордевинд", которое в этом месяце выпустило в серии "Иллюстрированный путеводитель" книгу про Псков (автор - Анна Раппопорт). Хорошая серия издательства Clever пополнилась набором "Санкт-Петербург" Фёдора Дядичева. Это не книжка, а набор маленьких книжек-путеводителей, достоинство которых состоит в лаконичности (они не избыточны, там указано только самое главное).
Апофеозом же и новым словом в жанре и направлении можно назвать путеводитель Николая Горбунова "Дом на хвосте паровоза" ("Livebook")- это литературный путеводитель по сказкам Ханса Кристиана Андерсена и экспедиция по городам Дании, Швейцарии, Италии и Германии. В книге есть ёмкий повествовательный текст, а ещё карты, фотографии, рассказы об архитектуре и истории, QR-коды, ведущие в галереи с иллюстрациями и комментариями. Не то чтобы это детское чтение, а скорее незаменимая и пока ещё уникальная книга для путешествующих семей, в которой объединились культура и география, детская литература и новые технологии.
тенденция
Другое, ещё более популярное направления детского нон-фикшн, - это разного рода путеводители самых разных форматов - от креативных блокнотов и раскрасок до имитаций городских квестов и живописных карт.
В заключение упомяну ещё несколько познавательных книг августа, которые показались мне примечательными и интересными:
А про поезда и космос я отмечать не буду, кажется, не так уж давно были более интересные издания этой тематики.
Если этот текст оказался интересным и полезным для вас, можно поблагодарить автора любой суммой. Яндекс-кошелёк: 41001272546243
Made on
Tilda